— Какие люди на тебя повлияли больше всего в линди хопе, в бальбоа, в бурлеске?
Во-первых, Оля Моисеева, естественно. Она была всегда и останется моим гуру, это сильная женщина, у которой столько разных идей. Конечно, моё танцевание до сих пор похоже на её в некотором роде. Далее Мурринка тоже большое влияние оказала, хотя бы только тем, что искала эти ролики, нам их показывала и вообще очень помогала нам поверить в себя. И Слэм, конечно же. Без партнёра я бы не развилась, и наверно, забросила бы это дело, но с партнёром мне, конечно, очень повезло, потому что у нас были общие идеи, общие цели и какая-то любовь к тренировкам и работе над собой. Если бы у меня был другой партнёр, всё бы сложилось иначе. Жене я очень благодарна за это. Вообще, много людей, которых хочется поблагодарить.
Вот, например, питерцы, к которым мы ездили в гости, тоже оказали очень большое влияние. Линди хоп там тогда всячески расцветал, правда, он был не очень похож на линди хоп, больше был похож на сальсу, но это уже другой разговор. Но нам там очень нравилось, там было много партнёров, с которыми было можно танцевать, у нас партнёров было мало, у нас была куча девочек, а у них была куча мальчиков, мы к ним ездили танцевать.
Ну и, конечно, Фрэнки Мэннинг. Когда я поехала в Херранг, я познакомилась с ним лично. И Леннарт. Эти две личности знаменитые произвели на меня неизгладимое впечатление: хотя бы даже тем, что они такие живые и приземлённые, они со мной даже разговаривают, они даже со мной танцуют. Это было нереальное счастье, в которое поверить было невозможно, а вот оно есть.
Фрэнки меня даже узнавал, по имени называл, я не могла просто в это поверить. Потому что мы с ним встречались много в Сингапуре. Он каждый год приезжал туда, и я тоже приезжала, жили там 2-3 недели, проводили время вместе всегда. И он простой человек, самый что ни на есть обычный, который из себя ничего не строит и даже не любит, когда ему говорят какие-то такие вещи: «О вы такой великий, наш гуру» и так далее, когда на него молятся. Он очень не любил это.
Один раз мы ели в Сингапуре в лагере. Мы поели, все сидим за одним столом общим. Фрэнки встает, берёт свою тарелку, он закончил есть, и меня спрашивает: «Ты закончила?» Я говорю: «Да-да, я сама уберу». «Я не это спросил, я спросил, ты закончила или нет?». Я говорю, «Закончила». Он взял мою тарелку и отнёс её туда. Я просто сижу в полнейшем шоке: Фрэнки Мэннинг забрал тарелку, за меня её убрал, я просто не знала, что делать. Он просто взял и пошёл, ему это было совершенно нормально. Это настолько его характеризует как человека! И я поняла, что быть хорошим танцором и быть хорошим человеком — не всегда одно и то же. Но совмещать это, конечно, всегда сложно. Потому что хорошие танцоры всегда немножечко задирают нос. Хотя я не хочу никого обвинять: становится сложно танцевать с бегиннерами, например. Сложно выходить на вечеринки и со всеми говорить, со всеми здороваться, со всеми как-то общаться. Вот Фрэнки мне даже не только в танцевальном плане помог, но и в социальном помог этого избежать. Я танцую с бегиннерами, мне это нравится, я всегда стараюсь со всеми пообщаться, знать своих учеников по имени, что на самом деле очень сложно. Я уже выпустила, наверно более 1000 учеников за свои 13 лет. Я стараюсь хотя бы в лицо их запоминать и с ними здороваться, когда я их встречаю на улице. А это случается часто, народу же много танцует.
— Следишь ли ты за современной линди хоп сценой? Что ты думаешь по этому поводу? Нравится/не нравится тебе то, что ты видишь?
Я стараюсь следить, но мне это делать сложно, т. к. у нас в Китае заблокирован YouTube, Facebook, Google. У нас всё только китайское. У нас есть VPN и прочее такое (сервисы обхода блокировки), но сейчас они просто зверствуют: как только ты подключаешь VPN, тебе вырубает интернет-провайдер, ты сидишь 5 минут без интернета, наконец ты подключаешься обратно, когда подключишь VPN, они опять тебе сеть вырубают. Поэтому очень сложно следить за линди хопом в мире: его негде смотреть. А ездить нам далеко очень и долго и дорого, потому что ехать из Азии в Америку или в Европу — это как минимум $1000 на билеты в лучшем варианте. А ещё виза, проживание, оплата мероприятия, поэтому у нас очень мало кто может себе позволить это, включая меня, потому что сейчас я зарабатываю только танцами. Я езжу раз в год в Европу куда-нибудь: в Херранг, например. Или вот я в этом году поехала в Тулузу, с заездом в Москву. А зимой я езжу по Азии. Я езжу в Гонконг, в Корею и так далее потанцевать.
Это реально непросто, следить за сценой. Но тенденции, конечно, просматриваются, насколько это возможно. Но у нас сейчас совсем другие цели и задачи стоят, потому что линди хоп, в Азии даже, не только в Китае, молодой и нам нужно сейчас на базовые вещи делать упор, а не за тенденциями следить. Хотя, конечно, это тоже важно, люди тоже смотрят видео, когда могут добраться. Смотрят, какие сейчас преподаватели выходят в финалы соревнований, и просят их привезти. Благо экономика в Китае сейчас хорошая, можно привозить кого угодно, в принципе.
Но вообще тут танцоры не знают никого из топов. Было так интересно, когда к нами приехали Кевин и Джо, они такие, ну мы же Кевин и Джо, нас же все знают. Мы им сказали, нет, они вас не знают вообще. Они вас в первый раз видят и в первый раз о вас слышат, поэтому вы не задирайте нос, а давайте-ка преподавайте всё, что нужно. Это я так, конечно, утрирую, забавно это всё, но тем не менее. Ну то есть, они были очень удивлены, что их никто не знает. А мы в Китае — как в бочке, у нас ничего не слышно, ничего не видно. Вот в России с этим всем нам, конечно, очень повезло, потому что у нас, во-первых, близко очень Херранг (и вообще — Европа), можно съездить куда угодно и посмотреть, как народ там танцует — даже вживую. Ну и YouTube, естественно, никто не блокировал.
— Как ты считаешь, нужно ли рассказывать об олдтаймерах, показывать их, популяризировать? Нужно ли это делать? Знают ли ваши танцоры Фрэнки, кого-то ещё, кроме него?
Кроме него, наверное, никого не знают. Может, немного слышали о Норме Миллер, но в первую очередь, Фрэнки, да. Раньше про него народ ничего не знал. Когда был World Lindy Hop Day, и Frankie Manning birthday, мы организовали в связи с этим мероприятие. У нас одна девочка говорит и на английском и на китайском очень хорошо. Она перевела огромную статью про Фрэнки Мэннинга, сделала целую лекцию, показывала видео, фотографии, потому что очень много народу не знает, кто это такой. Мы рассказали, откуда взялся линди хоп, почему мы его танцуем, почему мы смотрим на Фрэнки Мэннинга, когда говорим о корнях линди хопа. Кто такой Шорти Джордж. Рассказали, что был такой танец, break away. История линди хопа почти не известна китайцам. Сейчас народ потянулся к знаниям этим, и вот в этом году мы сделали большой фестиваль, посвященный Фрэнки Мэннингу, на котором мы даже сделали выступление, где танцоры оделись как в Hellzapoppin'. Мы танцевали сначала под медленную музыку, делали любимые движения Фрэнки под Shiny Stockings , после чего мы сделали быструю часть под песню Savoy, и дальше Hellzapoppin' с трюками. Этим народ очень проникся! Но это всё делали преподаватели, больше у нас никто так не может. Но всем очень понравилось, все очень удивились и прониклись идеей. Всё больше стали спрашивать потом, как было в те годы, кто танцевал тогда. Я думаю, потихонечку интерес ещё больше прорежется. Я думаю, что это очень важно — знать историю, знать корни, потому что линди хоп — это живой танец, он развивается, он меняется каждый год, меняется очень сильно. Но если не помнить корней, то можно измениться в совершенно неузнаваемую сторону. Поэтому всегда важно оглянуться, посмотреть и сравнить. Это моё личное мнение, конечно, но я считаю, что это необходимо. Поэтому лично я очень люблю смотреть какие-то исторические ролики, читать про то, как это было. Я всегда с удовольствием разговариваю с Дон Хэмптон, когда у нас есть возможность пообщаться. У неё всегда есть, что сказать, причём не всегда в вежливой форме, но за это мы её и любим.